E-mail sale@5bur.ru
Правила работы на манипуляторе. Инструкция.
Правила работы на кране-манипуляторе – это положения, которые не рекомендованы, а обязательны к исполнению. От их соблюдения зависят не только эффективность и скорость операций, безаварийная эксплуатация КМУ, но и безопасность членов рабочей команды, других людей.
Бортовой КамАЗ 43118 с КМУ TAURUS 087A
Поскольку большинство кран-манипуляторных установок размещены на шасси грузовиков и другой техники, помимо пунктов по грамотному использованию погрузочно-разгрузочного и подъемного оборудования Правила работы на КМУ должны включать особенности безопасной эксплуатации грузовых автомобилей, тракторов. Как показывает практика, цена их несоблюдения часто оказывается запредельной – серьезные травмы и даже человеческие жертвы.
Все мероприятия, связанные с непосредственной работой на кран-манипуляторной установке, можно разделить на 3 этапа:
- Подготовка к пуску и развертывание.
- Выполнение рабочих операций и соблюдение эксплуатационных режимов.
- Приведение техники в положение для дальнейшей транспортировки.
Существуют дополнительные пункты, которые определяют безопасную работу в особых условиях – рядом с ЛЭП, связи, в ограниченном пространстве и других местах.
Правила подготовки тросовой кран-манипуляторной установки
Перед работойвыполняются пункты ежесменного технического осмотра и ряд дополнительных мероприятий:
Бортовой КамАЗ 43118 с КМУ TAURUS 087A
- Определить уровень гидравлического масла в системе. При этом манипулятор должен находиться в транспортном положении. Допустимый уровень – между границамив окошкемаслоуказателя.
- Проверить целостность и закрепление грузозахватного приспособления, троса, крюка.
- Проверить состояние покрытия рабочей площадки и угол ее уклона, показатели давления в шинах автомобильного шасси. При необходимости давление довести до нормы, подготовить подкладки. Уклон не должен превышать 3 градуса от горизонтали.
- Стояночным тормозом зафиксировать неподвижное положение автомобиля с манипулятором.
- После запуска двигателя и регулировки оборотов выжать сцепление, включить КОМ.
- Установить опоры-аутригеры. При этом подпятники должны соприкасаться с поверхностью площадки, на зыбких грунтах применять подкладки.
- С целью прогрева гидравлического масла выполнить несколько рабочих операций на минимальной скорости, не используя нагрузку (поднять и опустить стрелу, выполнить телескопирование, повороты по горизонтали). Для надежного срабатывания автоматики эти действия необходимо производить до достижения рабочей температуры (в пределах 45-55 градусов).
Правила работы со стрелой КМУ
Манипуляции со стрелой тросового манипулятора заключаются в ее подъеме и опускании, телескопировании и складывании секций, повороте колонны, работе лебедки под нагрузкой.
Стрела кран-манипуляторной установки:подъем и опускание, операции с гаком:
- Рычаги управления следует перемещать плавно. Это исключит возможные рывки, повышение нагрузки на кран-манипулятор.
- Во время выполнения операций следует руководствоваться кривыми, отображающимигрузовысотные характеристики для данной модели тросовой КМУ. В ходе работ с максимальными весами, определенными для каждой секции, скорость должна быть минимальной. Следует помнить, что с выдвижением стрелы на большее расстояние при подъеме и опускании грузов скорость увеличивается.
- Для безопасного опускания стрелы следует учитывать показания датчика нагрузки. В момент опускания стрелы с грузом увеличиваетсярабочий радиус, при этом грузоподъемность уменьшается.
- При проведении погрузочно-разгрузочных операций крюк не должен быть перегружен, а звуковой сигнализатор ограничителя подъема исправен и включен. Гак, поднятый до верхнего шкива, может стать причиной обрыва груза, повреждения троса и блока.
- Контролируйте намотку троса во время опускания груза. После касания земли его натяжение ослабевает, что может привести к неравномерности намотки и преждевременному выходу каната из строя.
- Если работа предусматривает опускание груза ниже уровня земной поверхности после размотки на барабане должно оставаться не менее 3-х витков троса.
- Следите за местонахождением крюка во время телескопирования и складывания секций стрелы КМУ. Он приближается к оголовку при выдвижении и отдаляется от него при втягивании. Во время раскладывания стрелы во избежание удара крюк не должен находиться близко к оголовку. В противном случае может произойти падение груза, повреждение катушки и троса. При складывании стрелы сначала задвигаются секции, имеющие меньшее поперечное сечение, при выдвижении первыми телескопируются секции с большим поперечным сечением.
- Поворот стрелы крана-манипулятора выполняется на пониженных оборотах автомобильного двигателя. Скорость перемещения снижается во время начала и окончания поворота колонны. Не допускайте резкого перемещения рычагов поворота. Это может стать причиной раскачивания груза, его повреждения при ударе об рядом стоящие объекты, перегрузки крана-манипулятора. Поворот стрелы с грузом над кабиной автомобиля или в задней части бортовой платформы снижает устойчивость спецмашины. В подобных ситуациях поворот осуществляется при нахождении груза как можно ближе к земной поверхности.
Порядок действий по окончанию работ на тросовой КМУ
Бортовой КамАЗ 43118 с КМУ TAURUS 087A
После окончания рабочих операций следует привести кран-манипулятор в транспортное положение. Для этого:
- сложить выдвинутые секции стрелы тросовой КМУ.
- переместить сложенную стрелу в транспортное положение «по ходу движения» или «назад» (установить ее в положение, когда ограничительные метки совпадают).
- опустить стрелу (при этом гак не должен ударять по кабине или кузову автомобиля).
- зачалить крюк (не перетягивая чалки).
- убрать опоры-аутригеры, зафиксировать их защелками.
- рычаг акселератора установить на самую низшую скорость.
- выключить звуковую сигнализацию ограничителя подъема.
Данная Инструкция содержит общие Правила работы на манипуляторе в стандартных ситуациях, которые должны соблюдаться независимо от ее модели и производителя. Более подробная информация, содержащая особенности работы с разными модификациями крановой установки и Правила техники безопасности, изложена в «Руководстве по эксплуатации крана манипулятора» конкретной модели.