E-mail sale@5bur.ru
Тахограф на КМУ. Когда обязателен и когда можно избежать?
Разногласия по поводу нужен ли тахограф на КМУ, существовавшие между владельцами кранов-манипуляторов еще несколько лет назад, наконец-то разрешились. Они возникли после вступления в силу в марте 2016 года приказа Минтранса России №16. Он определил новый перечень ТС, для которых установка бортовых самописцев стала обязательной. При этом кран-манипуляторные установки, не попадающие под эту категорию в соответствии с утратившим силу приказом №36 от 13.02.2013 года, из перечня исключений были удалены.
Расставить все по своим местам помогли приказы того же ведомства №438 и 440 от 2020 года. Они определили обязательное оснащение крана-манипулятора тахографом цифрового типа с 1 января 2021 года. Правда, и здесь есть несколько исключений.
Тахограф на КМУ – цель установки и требования к прибору
Бортовой самописец, установленный на технике, позволяет исключить ее неучтенную эксплуатацию и переработки, возможность применения манипулятора при выполнении «левых» работ. Контроль трудовой деятельности направлен на уменьшение усталости водителя-оператора, снижение вероятности возникновения аварийной ситуации или ДТП.
Устанавливаемые регистрирующие приборы должны содержать информацию о скорости движения транспортной базы, времени ее простоя, выполнение условий режима отдыха и труда водителем.
Все тахографы делятся на 2 категории:
- оборудованные блоком СКЗИ (устройством для кодирования информации) – эксплуатируются только на территории России;
- соответствующие системе ЕСТР и допускающие работу за границей (для международников, также возможна работа в России).
Федеральный закон № 247 «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» от 31.07.2020 определяет обязательные для тахографа требования по техническому регламенту. В соответствии с п.65 Приложения 10 к Техническому регламенту Таможенного союза 018/2011 требования об обязательном наличии блока СКЗИ в средствах технического контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографах) отсутствуют. Многие пользователи справедливо укажут на противоречия с действующим приказом Минтранса.
Однако, для таких случаев статья 3 ФЗ №247 определяет порядок их разрешений – руководствоваться документом, имеющим большую юридическую силу. Из этого следует вывод: если на тахограф на КМУ выдан международный сертификат соответствия техническому регламенту, значит все обязательные требования ФЗ по его соответствию считаются выполненными. Уже имеющийся прибор контроля международного образца менять не нужно, а любое административное взыскание, наложенное контролирующими органами, будет неправомерным.
Бортовые самописцы выполняют следующие основные функции:
- Благодаря сигналам, непрерывно поступающим с выходного вала КП и акселерометра, фиксируют скорость перемещения ТС.
- Следят за местом нахождения автомобиля через систему «Глонасс». При этом координаты местоположения передаются на специальный блок прибора и фиксируются в памяти.
- Фиксируют время перемещения, продолжительность каждой остановки. Через 28 дней эксплуатации данные перемещаются в архив, откуда могут быть извлечены при необходимости.
- Дистанционный контроль при наличии sim-карты. Данные о скоростном режиме, количестве остановок и продолжительности простоя оборудования передаются диспетчеру.
- Обеспечение режима труда и отдыха.
Тахограф на кран-манипулятор – основные требования по установке и исключения из правил
Действующее законодательство разделяет технику на 3 категории. Она может принадлежать:
- компаниям или организациям, хозяйствам;
- индивидуальным предпринимателям;
- частным лицам.
Приказом Минтранса №424 с января 2021 введены в действие новые нормы труда и отдыха. В соответствии с его положениями:
- На управление автомобилем без перерыва отводиться не более 4,5 часов. При этом может быть отведен еще час на поиск места для отдыха.
- Минимальный отдых должен составлять не менее 45 минут.
- Общая дневная эксплуатация техники не должна превышать 9 часов.
Эксплуатировать технику со сломанным тахографом запрещено!
Установка бортовых самописцев стала обязательной для:
- Микроавтобусов, автобусов и других транспортных средств с числом посадочных мест для пассажиров не менее 8 (относятся к категории М2 и М3).
- Грузовых автомобилей, масса которых превышает 3,5 тонны (относятся к категории N2).
- Крупнотоннажных грузовиков от 12 тонн (относятся к категории N3).
Исключения из правил составляет техника, принадлежащая вооруженным силам, оперативным медицинским и спасательным службам, часть строительных машин, передвижные лаборатории.
Оборудование автомобиля с КМУ тахографом – почти всегда обязательная процедура. При этом:
- техника, принадлежащая юридическим лицам или ИП, оснащается бортовым самописцем, калибруется и поверяется за свой счет;
- автомобиль с краном-манипулятором, как правило, для выполнения работ не выезжает за пределы страны, поэтому оснащается прибором с блоком СКЗИ;
- водитель-оператор КМУ должен иметь тахографическую карту, регистрирующую периоды отдыха и эксплуатации.
Тахограф на КМУ может не устанавливаться в случаях, когда:
- Техника используется только в качестве учебной базы (для обучения управлению и вождению, изучения конструктивных особенностей). При этом любая транспортировка грузов в коммерческих целях не допускается.
- Транспортное средство с краном-манипулятором принадлежит частному лицу. Отсутствуют договора с предпринимателями или юридическими лицами, эксплуатация осуществляется на безвозмездной основе в личных целях.
Обязательное условие для этих обоих случаев – эксплуатация только в пределах РФ. Нарушение требований по установке и эксплуатации тахографа на КМУ наказывается соответствующим административным штрафом. В случае систематических нарушений законодательства деятельность предприятия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев.